Замена тормозных колодок
Важность тормозной системы автомобиля сложно переоценить. От своевременной замены тормозных колодок зависит безопасность водителя и пассажиров, а также других участников дорожного движения. В СМИ нередко можно встретить новости о дорожных происшествиях из-за неисправностей в автомобилях, в том числе в тормозной системе.
Тормозная система выполняет две ключевые функции: замедляет автомобиль вплоть до полной остановки и фиксирует его на месте, например, на склоне. Основную роль здесь играют тормозные колодки, как правило — это металлические пластины с фрикционными накладками. Их состояние напрямую влияет на эффективность торможения автотранспортного средства и безопасность на дороге. Чтобы избежать неприятных ситуаций, в том числе аварий, важно своевременно менять тормозные колодки на новые.
На скорость износа фрикционных накладок в колодках влияет множество факторов. При агрессивной манере управления машиной износ элементов тормозной системы происходит быстрее, чем при спокойной езде. На одних автомобилях этот процесс происходит быстрее, на других медленнее. На износ влияют следующие факторы:
- Качество тормозных колодок.
- Стиль управления автомобилем.
- Степень выработки тормозных дисков.
- Климатические условия и качество автодорог.
- Техническое состояние автотранспортного средства.
Большинство автомастеров сходятся во мнении, что замену тормозных колодок нужно осуществлять после определенного пробега. Стоит отметить, что даже идентичные модели автомобилей будут иметь разную степень износа колодок, даже по прошествии одинакового километража. Причин тому множество, в том числе погодные условия, качество дорог и манера вождения машины.
Не стоит дожидаться неприятных звуков при торможении или определенного пробега. Проверку элементов тормозной системы нужно проводить регулярно (рекомендовано каждые 10 000 км). Это предотвратит опасные ситуации на дороге и дорогостоящий ремонт. Если навыков и знаний недостаточно, диагностику тормозной системы лучше проводить в автомастерской. В городе Череповец уже не первый год работает СТО «Автоматика35».
Типы тормозных механизмов
Современные автомобили в основном оснащаются дисковыми тормозами. Их принцип работы заключается в сжатии колодками тормозного диска. Сам диск вращается одновременно с колесом автомобиля.
Кроме дисковых тормозов существует еще один тип — тормозные барабаны. Система значительно отличается от дисковой, в ней колодки расположены внутри тормозных барабанов. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, колодки расходятся и прижимаются к внутренней поверхности барабана. Сам барабан вращается одновременно с колесом машины. Некоторые модели автомобилей оснащаются комбинированным типом тормозной системы. Как правило, на передней оси установлен дисковый тип, а на задней барабанный.
Виды колодок
Тормозная колодка состоит из двух базовых элементов — основания (пластина из металла) и фрикционной накладки. За счет прижатия накладки к поверхности диска или барабана, автотранспортное средство прекращает движение. Для изготовления фрикционных накладок производители используют разнообразные материалы. В зависимости от материала изготовления накладки можно разделить на следующие виды:
- Металлические;
- полуметаллические;
- малометаллические;
- керамические;
- органические.
Каждый вид фрикционных накладок имеет свои преимущества и недостатки. Состав накладок десятилетиями эволюционировал, отвечая требованиям безопасности и экологии.
Первые накладки содержали асбест. Это минерал с хорошими термостойкими свойствами. В конце 1960-х годов от него начали отказываться из-за токсичности. Вдыхание асбестовой пыли вызывало серьезные заболевания. Это стало толчком для разработки органических аналогов (NAO).
Современные NAO-накладки — это коктейль из измельченного стекловолокна, резины, углеродных волокон и кевлара. Эти компоненты скреплены фенольными смолами. Для снижения трения в них добавляют графит или керамическую крошку, а для шумоподавления — каучуковые вещества. Такие колодки идеальны для спокойной городской езды. Они почти бесшумны, не перегружают тормозные диски и дарят плавное торможение. Однако их слабое место заключается в склонности к перегреву. При частых резких остановках или езде в горах органический слой начинает «гореть», теряя эффективность и оставляя на дисках неравномерный налёт.
Для автолюбителей, предпочитающих динамичный стиль вождения, инженеры создали полуметаллические фрикционные накладки. В их составе до 70 % металлической стружки. Как правило, это сплавы меди, стали или железа. Металл улучшает теплоотвод, позволяя колодкам выдерживать температуры до 500 °C, без потери свойств. Такие накладки долговечнее органических, но за это приходится платить повышенным шумом (металл вибрирует при контакте с диском). Кроме того, присутствует абразивность.
Стальные включения быстрее стачивают ротор (кольцеобразную поверхность тормозного диска). В наше время автопроизводители активно экспериментируют с заменой меди на более экологичные материалы. Частицы этого цветного металла, попадая в водоемы с дождевой водой, наносят вред экосистеме.
Малометаллические накладки содержат в своем составе не более 30 % стали. Кроме черного металла в них присутствует медь, синтетика и скрепляющие компоненты. В металлических фрикционных накладках присутствует спеченная сталь. Благодаря тому, что ее используют в чистом виде, у запчасти повышаются износостойкое качество. К недостаткам таких колодок можно отнести повышенный шум, и сильное воздействие на тормозные диски.
Прорывом в индустрии тормозных систем автомобилей стали керамические накладки. Они начали появляться на рынке в конце прошлого столетия. Их основу составляют керамические спрессованные микроволокна с добавлением меди или графита (для улучшения теплопроводности). Керамика создаёт мало пыли и шума. Также она стабильна при температурах до 700 °C, что делает её фаворитом в премиальных марках автомобилей.
Однако у таких колодок есть нюансы. В мороз они требуют «прогрева». Первые пару торможений могут быть менее отзывчивыми. Стоимость колодок с керамическими накладками в 2–3 раза выше полуметаллических. В то же время они более щадящие по воздействию на тормозные диски.
Отдельный сегмент — это углеродно-керамические накладки. Изначально они разрабатывались для авиационной и космической техники. Производят их методом пиролиза. Углеродное волокно спекают с керамической матрицей в среде инертного газа. Полученный материал выдерживает нагрев до 1500 °C, практически не изнашивается и не боится экстремальных нагрузок. Такие колодки можно встретить на спортивных автомобилях, например Bugatti Chiron и Porsche 911 GT3. Цена колодок с такими накладками может превышать стоимость ДВС автомобилей бюджетного сегмента.
Производители изготавливают колодки разного цвета. Таким образом проще определить для каких условий они подходят. Рассмотрим подробнее:
- Черные. Стандартные колодки для повседневной езды, без чрезмерных нагрузок (до 400 °C).
- Зеленые. Подходят для ежедневной езды, но тормозить можно немного активнее, чем на черных (до 650 °C).
- Красные. Подойдут для спортивного стиля управления автомобилем (до 750 °C).
- Голубые, синие и желтые. Применяются в кольцевых соревнованиях и гонках на высокой скорости по автодорогам общего пользования (до 900 °C).
- Оранжевые. Применяются в гоночных болидах (до 1000 °C).
Вне зависимости от вида колодок, их стоимости и качества, осмотр тормозной системы нужно выполнять регулярно (10-15 тыс. км). Безопаснее это делать в проверенной автомастерской. В городе Череповец ремонт и обслуживание автомобилей, в том числе замену элементов тормозной системы выполняет СТО «Автоматика35».
Признаки износа тормозных колодок
Нехарактерные звуки при торможении автомобиля, громкий скрежет или металлический лязг во время замедления являются явным признаком критического износа колодок. В ситуации, когда фрикционный слой стерся до металлической основы, возникает контакт между сталью колодки и диском, что особенно характерно для передней оси (из-за повышенной нагрузки при торможении). Опытные водители, заметив такие симптомы, сразу планируют визит в автомастерскую, для замены колодок и проверки состояния дисков.
Западание педали тормоза сигнализирует о неисправности в системе. Если педаль не возвращается в исходное положение, это сигнализирует о полном разрушении фрикционных накладок. В таком случае тормозная система теряет эффективность, а промедление с ремонтом может привести к аварийной ситуации.
Увеличение тормозного пути является опасным признаком. Безопасность напрямую зависит от способности автомобиля быстро замедляться и останавливаться. Превышение лимита тормозного пути, указанного в технической документации, является тревожным сигналом. Зачастую такая ситуация происходит, когда есть контакт металла колодки с диском, что резко снижает эффективность торможения.
Неравномерный износ колодок не редкость. Искривление траектории движения машины при замедлении часто связано с разной степенью износа внутренней и наружной колодок. Внутренние элементы обычно изнашиваются быстрее из-за попадания абразивной пыли и грязи в рабочий зазор. Проблему может усугубить заклинивание направляющих. В таком случае их необходимо очистить, смазать или заменить (при наличии коррозии).
Вибрация в педали тормоза возникает при перегреве дисков, деформации их поверхности или прикипании колодок. Это также может быть следствием попадания фрикционного материала на диск, после интенсивного использования.
Пыль черного цвета на дисках может означать высокое содержание металлических волокон в колодках (накладках) или их полный износ до основания. Это приводит к появлению темного налета. Такая ситуация не только ускоряет износ, но и провоцирует коррозию поверхности тормозных дисков, из-за агрессивного воздействия металлической стружки.
Падение уровня тормозной жидкости требует немедленного вмешательства водителя. Сильный износ колодок заставляет поршни суппортов выдвигаться сильнее, нарушая герметичность системы. Необходимо проверить уплотнители тормозных цилиндров. Если на них есть следы масла, потребуется не только замена колодок, но и долив тормозной жидкости.
Биение колес при торможении тоже не редкость. Многие автолюбители с опытом сталкивались с таким неприятным явлением. Вибрация часто вызвана низкокачественными колодками, чей фрикционный слой быстро стирается и оставляет неровности на диске. Для нивелирования этого негативного фактора, необходимо очистить поверхность диска жёсткой щёткой. Если проблема остается стоит заменить диски и колодки. Оптимальный вариант обратиться в автосервис. В городе Череповец более 10 лет работает автомастерская «Автоматика35».
Визуальный осмотр тормозных колодок позволит выявить большинство проблем, а также степень износа запасных частей (в том числе накладок). Необходимо снять колеса. В случае если тормоза барабанные, то нужно разобрать барабан. При толщине фрикционных накладок менее 3 мм требуется замена колодок.
Рекомендации по обслуживанию
Большинство автомастеров рекомендуют не дожидаться очевидных признаков износа фрикционных накладок. Осмотр колодок нужно проводить каждые 10-15 тысяч км. При агрессивном стиле вождения еще чаще.
В усредненном варианте срок замены колодок на дисковой системе составляет 30-60 тысяч км, на барабанной — от 80 тысяч км. В каждом конкретном случае замена может осуществляться раньше или позже, в зависимости от условий эксплуатации автотранспортного средства и качества запчастей.
Есть базовое правило, колодки меняются на новые сразу все (на каждой оси машины), вне зависимости от степени износа каждой из них. В случае если есть необходимые знания и умения, замену колодок можно выполнять самостоятельно. Тем не менее, есть вероятность упустить важную деталь, например повреждение уплотнителей, шлангов или пыльников. Нарушение работы тормозной системы в самый неожиданный момент может привести к печальным последствиям на дороге, поэтому лучше обратится к опытному автомастеру на СТО.
В наше время много поддельной автомобильной продукции, в том числе запчастей к тормозной системе. Они могут быть изготовлены неизвестными производителями в кустарных условиях. Безопаснее покупать запчасти известных производителей у проверенных дилеров. Оптимальный вариант, когда колодки и диски одного автозавода, где был выпущен автомобиль. Сборная солянка из разных деталей, порой несовместимых, часто приводит к ускоренному износу и потере эффективности тормозной системы.
Замена тормозных колодок своими силами
Замену тормозных колодок при наличии опыта, знаний и навыков можно осуществить своими силами, в противном случае не стоит рисковать, лучше обратиться на СТО. При выполнении замены колодок необходимо соблюдать технику безопасности и инструкции автопроизводителей.
Для начала необходимо подготовить материалы и инструменты. К ним относятся:
- Новые колодки (подбирают по VIN или модели авто);
- Домкрат, баллонный ключ и противооткатные упоры;
- Монтировка, гаечные ключи (как правило на 13–17 мм);
- Специальная смазка для направляющих суппорта (графитовая не подойдет).
После того, как инструменты и расходники подготовлены, автомобиль необходимо поставить на ровную поверхность и задействовать ручной тормоз. Далее нужно установить упоры под колеса. После небольшого ослабления болтов на колесе, автомобиль нужно поддомкратить. Машина должна стоять устойчиво. Нужно соблюдать все меры предосторожности. Далее болты выкручивают и убирают колесо.
Для демонтажа старых колодок откручивают направляющие болты суппорта. Снимать суппорт нужно аккуратно, чтобы не повредить тормозной шланг. На некоторых машинах допустимо откручивать только один болт. Для замены колодок этого будет достаточно.
Снятый суппорт нельзя оставлять висеть на тормозном шланге. Также не стоит оставлять его на тормозном щите. Оптимальным вариантом будет закрепление на проволочном крючке (в том числе к пружине подвески).
Далее нужно подготовить суппорт. Снимаем старые колодки. Необходимо очистить суппорт от грязи и ржавчины, смазать направляющие. Для этих целей используют металлическую щетку, наждачную бумагу и очистители ржавчины в виде спрея. Важно не повредить пыльники направляющих пальцев. Посадочное место очищают щеткой, а поршень тормозного цилиндра полностью утапливают. Направляющие пазы обрабатывают тонким слоем смазки для тормозной системы.
Следующий этап — установка новых колодок. Есть конструкции предусматривающие противоскрипные пластины. Нужно не забыть их установить. Они балансируют положение колодки и оптимально распределяют нагрузку. Важно удостовериться, что колодки установлены без перекосов и будут правильно перемещаться по мере выработки.
Важным моментом является оценка состояния элементов тормозной системы. Нужно тщательно проверить состояние дисков, рабочих цилиндров, направляющих и их пыльников, а также тормозных шлангов. Они должны быть без повреждений, в том числе трещин или вздутий.
Если какая-либо из деталей повреждена или выработала свой ресурс, ее следует заменить на новую. Утапливание поршня цилиндра должно происходить без заедания. Пыльник должен быть в хорошем состоянии, не иметь деформаций или повреждений. Не должно быть утечек тормозной жидкости. При повреждении защитных резиновых чехлов зачастую требуется замена направляющих пальцев суппорта. Смазку направляющих лучше выполнять специализированными синтетическими смазками.
Замена тормозных колодок в Череповце
Замена тормозных колодок может показаться простой процедурой для опытного автолюбителя. В случае отсутствия необходимых навыков и времени оптимальным выбором будет посещение автомастерской. В городе Череповце работает автосервис «Автоматика35». Мастерская уже более десятилетия занимается профессиональной диагностикой, обслуживанием и ремонтом автомобилей. В штате опытные автомастера и весь спектр необходимого оборудования для работы с зарубежными и отечественными машинами.
Вопросы и ответы
Как понять, что нужно замена колодок, если нет явных признаков, например скрежета или провала тормозной педали?
Поможет визуальный осмотр. Необходимо определить толщину фрикционной накладки. Некоторые модели машин оснащены индикаторами, которые сообщают о предельном износе по средствам специальной лампочки на приборной панели либо специфическим звуковым сигналам (в момент торможения).
У меня часто возникает ситуация, когда колодки на передней оси изнашиваются быстрее, чем на задней. В чем может быть причина?
Как правило это связано с тем фактом, что при выполнении торможения основная нагрузка приходится именно на переднюю ось и колеса. На степень износа также влияет стиль вождения. Оптимальным вариантом будет обращение к опытному автомастеру.
К чему может привести установка новых колодок только с одной стороны автомобиля?
Такие действия негативно скажутся на эффективности тормозной системы. Торможение будет неравномерным, а тормозной путь может увеличиться. Менять нужно все колодки на оси.
Сколько занимает времени притирка новых колодок, и как эксплуатировать авто в этот период?
Первые 200 км нужно управлять автомобилем без резких торможений. Также стоит исключить длительное воздействие на педаль тормоза.

г. Череповец, Северное шоссе 6г
